Программа автоматизации расчета периодичности работы дефектоскопных средств – “ГРАФИК”.


image001.jpg

Епанешников Д.С. Начальник лаборатории
НТК СНК ОАО «Радиоавионика»


Статья опубликована в сборнике научных трудов ОАО "Радиоавионика" "Радиоэлектронные комплексы многоцелевого назначения", Санкт-Петербург, 2006

Мы живем в компьютерном веке, когда многие задачи, возложенные на человека, выполняет компьютер. Это позволяет не только сократить временные затраты и материальные средства, но и существенно повысить точность требуемых вычислений.

На сети железной дороги, в каждом из цехов дефектоскопии дистанции пути требуется периодически производить расчет периодичности и строить график прохода различных дефектоскопных средств. Мастер цеха дефектоскопии, занимающийся этими задачами, сталкивается со следующими трудностями:

большая трудоемкость (до нескольких дней);
материальные затраты (фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны и т.д.);
рутинная работа по оформлению отчетов;
возможности ошибок в расчетах.

При этом, у мастера дефектоскопии призванного обеспечить эффективную организацию неразрушающего контроля рельсов, остается меньше времени на более важные задачи по анализу получаемой со средств дефектоскопии информации, организации натурных осмотров и т.д.

Энтузиастами на некоторых дорогах были попытки создания программ для автоматизации расчета периодичности и построения графика работы дефектоскопных средств. Но эти программы не обеспечивают построение графика в принятом виде и, как правило, многие задачи полноценно не выполняются. Кроме того, они не являются универсальными, и часто их невозможно использовать на других дорогах.

В ОАО «Радиоавионика» разработана компьютерная программа «ГРАФИК», позволяющая максимально разрешить выше перечисленные задачи. Программа выполняет две основные задачи: расчет периодичности и построение графика прохода дефектоскопных средств. Для работы программы предварительно необходимо занести в нее исходные данные конкретной дистанции пути. Это делается один раз при установке программы на ПЭВМ цеха дефектоскопии (по мере необходимости, параметры могут корректироваться). Заносятся следующие данные: названия и граничные километры направлений, названия и граничные километры перегонов, номера стрелочных переводов и съездов на главных и приемоотправочных путях, номера и протяженность приемоотправочных путей, номера околотков и граничные километры, список дефектоскопных средств и операторов, работающих с ними, варианты схем прозвучивания, маршрут обхода дистанции пути, нестандартные километры. Непосредственно для расчета периодичности контроля рельсовых путей используют выход остродефектных (ОДР) рельсов на единицу пути, пропущенный тоннаж и грузонапряженность, класс пути и установленные скорости движения поездов. Кроме того, в настоящее время имеется возможность принять перечисленные данные из АСУ-Пути, что существенно будет экономиться время на ввод данных. Также планируется ввести функцию сопоставления запланированных проходов дефектоскопных средств и реальных, взятых из программ ПАК-НК и ИПБ с последующим анализом непроконтролируемых участков (рис. 1).

image002.jpg

Рис 1. Схема входных и выходных данных

Первое внедрение и тестирование программы «ГРАФИК» было проведено на Гатчинской дистанции пути Октябрьской ж.д. в середине 2002 г. Почти двухлетний опыт эксплуатации показал следующие преимущества программы «ГРАФИК»:

универсальность использования;
максимальная автоматизация в составлении плановых и отчетных документов;
временные затраты на составление графика проходов дефектоскопных средств и сопутствующих документов сведены до минимум (до нескольких часов);
для работы требуется только компьютер и принтер;
простота использования;
исключена возможность ошибок в расчетах.
все отчеты создаются в формате Excel, поэтому есть возможность дальнейшего их редактирования.

Программа позволяет также создавать различные отчеты и выписки из графика, это (рис. 2):

– план-график месячного нормированного задания операторам дефектоскопных тележек;
график работы дефектоскопных тележек;
общий месячный план-график;
график проверки приемоотправочных путей;
план работы средств дефектоскопии с разбивкой по околоткам;
отчет по расчету периодичности;
покилометровый выход ОДР;
анализ работы средств дефектоскопии.

Программа расчета периодичности работы дефектоскопных средств «ГРАФИК» уже успешно эксплуатируется на ряде дистанций пути Северной, Октябрьской, Куйбышевской, Свердловской железных дорог. Начальники участков (цехов) дефектоскопии этих дистанций теперь большее время могут уделять оперативным вопросам обеспечения безопасности движения поездов.

image003.jpg

image004.jpg

image005.jpg

Рис. 2. Виды некоторых документов, формируемых программой «ГРАФИК»