Когда дефект не виден.


Я работаю контрольным мастером на РСП-20 Куйбышевской ж.д. Контрольная служба на РСП призвана не допустить дефекты в сварных стыках и исключить попадание дефектных стыков на пути. При нахождении дефекта в сварном стыке в процессе контроля рельс с обнаруженным подозрением на дефект бракуется, вырезается и подвергается разрушению на специальном гидравлическом прессе.


Подразумевается, что рельс с дефектом в зоне сварного стыка должен разрушиться по дефекту («где тонко, там и рвется»), что подтвердит правильность выбраковывания данного рельса. Но не все так однозначно. Мой продолжительный опыт работы в качестве контрольного мастера показывает, что дефекты, выявленные при ультразвуковом контроле, могут быть не видны при осмотре изломов сварных стыков, разрушенных на гидравлическом прессе. Объясняется это тем, что многие дефекты не оказывают влияния на статическую прочность стыка; излом может произойти не по дефектному сечению. Данное явление описывали еще классики дефектоскопии. Вместе с тем указанные дефекты при воздействии на них подвижного состава развиваются и приводят к усталостным хрупким разрушениям стыков.

Статья доступна по ссылке:
Когда дефект не виден.